24 апреля 2011 года — Светлое Христово Воскресенье. В 2011 году Светлое Христово Воскресение (Пасху) одновременно празднует весь христианский мир — Русская православная церковь, Протестантская церковь, Католическая церковь и Армянская апостольская церковь.
Такое совпадение пасхалии (системы расчета даты Пасхи) у разных христианских конфессий происходит раз в несколько лет. В 2010 г. православные, католики и протестанты отмечали ее 4 апреля. До этого христианские Пасхи совпадали в 2007 г., в 2004 г., а еще раньше — в 2001 г. Затем Пасхи совпадут в 2014 и 2017 гг.
Для всех христианских конфессий Пасха — самый главный праздник христианского года, в основе которого лежит евангельское повествование о чудесном воскресении Иисуса Христа, распятого на кресте. Его смерть воспринимается как искупление грехов мира, а воскресение — как победа над силой зла и дарование Богом вечной жизни.
В праздновании Пасхи в различных конфессиях есть как отличия, так и много общих традиций.
Издавна во многих христианских конфессиях принято, что первой едой после сорокадневного поста должно стать освященное в церкви крашеное яйцо. В христианской традиции яйцо символизирует воскрешение Христа, торжество жизни, пробивающей твердую скорлупу смерти. О том, почему на Пасху красят яйца, существует несколько версий, по одной из которых Мария Магдалина, пришедшая в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, подарила ему простое куриное яйцо. Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». На глазах императора яйцо покраснело, свидетельствуя истинность христианской веры.
Если яйца красят повсюду, то в остальных блюдах царит куда большее разнообразие. Правда, это связано не столько с разными конфессиями, сколько с местными кулинарными изысками. В России это «куличи и пасхи», в Англии и вообще Европе — запеченный барашек как символ жертвенности Христа, в Италии «кассата» — бисквит со сладким сыром и хлеб, в который яйца вплетают прямо в скорлупе, в Греции — суп из овечьего рубца с яично-лимонным соусом и сладкий пасхальный хлеб, в Чехии — «мазанец» — сладкая булка с изюмом и миндалем и так далее.
Существуют различия не только в кулинарных традициях, но и в самой пасхальной службе.
Православная церковь.
В Православной церкви Пасхальное богослужение совершается ночью. Незадолго до полуночи в Великую субботу служится Полунощница, а затем совершается крестный ход, символизирующий шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю.
За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса (с греческого — «квасной хлеб»). Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное средство от болезней и немощей.
У православных главные пасхальные блюда — кулич и пасха (кулич — это сдобный высокий хлеб цилиндрической формы, украшенный глазурью, маком, изюмом, а пасха -это творожное блюдо, спрессованное в виде усеченной пирамиды). У православных принято на Пасху приветствовать друг друга словам «Христос Воскресе!», в ответ говорить «Воистину Воскресе!» и дарить друг другу крашеные яйца.
Католическая церковь.
В Католической церкви торжественное богослужение называется навечерие Пасхи.
Во время литургии во дворе храма разжигается большой костер, от которого зажигается большая пасхальная свеча — Пасхал, символизирующая воскресение Христа. Эту свечу священник вносит в темный храм, и прихожане от нее зажигают свои свечи. После полуночи начинается торжественная литургия — праздник в честь уже свершившегося воскрешения. В первые века у западных христиан существовал обычай совершать в пасхальную ночь таинство Крещения и по сей день в католической церкви освящение воды и таинство Крещения совершается во время пасхального богослужения перед началом литургии.
Католики, в отличие от других конфессий, освящают не только яйца, но и другие яства для праздничной трапезы: мясо, копчености, вино. Многие прихожане приносят освятить агнца из теста, политого белой глазурью.
Издавна главным пасхальным блюдом у католиков была баранина и куриный суп с лапшой. Также к празднику пекут фигурное печенье в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных.
У католиков помимо яиц принято обмениваться подарками, в том числе разнообразными сластями в форме кроликов. Пасхальный кролик стал неотъемлемым атрибутом праздника в XVI веке — сначала в Германии, а затем и по всему миру. Считается, что именно кролик несет пасхальные яйца, потому что курица — недостаточно чистое животное.
У католиков также существует обычай на утро Пасхи прятать пасхальные яйца.
Проснувшись, дети отправляются на поиски спрятанного в доме «гнезда» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц. В игре принимают участие и взрослые.
В течение всей Пасхальной недели верующие ходят на богослужения, продолжаются уличные представления на религиозные темы.
По сравнению с православным и католическим богослужением пасхальное служение многих протестантских традиций выглядит простым и лишенным эффектных ритуалов. Протестантские обряды включают в себя крещение и причастие (или Тайную вечерю), а также пасхальную заутреню (в память Марии Магдалины, прибывшей к пустому гробу «рано, еще затемно») и специальные псалмы и песни.
Протестантские церкви.
В традиционных протестантских течениях — лютеранстве, англиканстве и др. пасхальные праздники являются кульминацией богослужебного года. Некоторые деноминации, в том числе и ранние реформаторские церкви (кальвинисты) отвергают празднование Пасхи как испорченное языческим влиянием (также как Рождество).
Если в западных странах для протестантов главным праздником является Рождество Христово, то в России многие лютеране считают главным праздником в церкви Пасху.
В лютеранских храмах чин богослужения разнится в разных странах, областях, а иногда и в пределах одной области — от очень пышных богослужений в Швеции до крайне аскетичных — в центральных землях Германии.
Пасхальное богослужение начинается в Пасхальную субботу, незадолго до полуночи. Особое внимание в этой службе уделяется огню и воде. В темную церковь вносится одна зажженная свеча, украшенная начальной и конечной буквами греческого алфавита (альфа и омега). В соответствии со словами Христа («Я есмь альфа и омега, Я есмь начало и конец»), они символизируют то, что в его руках находится начало и конец жизни каждого христианина.
В некоторых лютеранских и англиканских церковных традициях во время ночной службы происходит «благословение нового огня», зажжение пасхальной свечи, чтение отрывков из Священного Писания, за чем следует благословение купели, обряды крещения и пасхальная месса.
Главный символ протестантской Пасхи — пустая гробница. Пустая она, потому что Иисус воскрес.
Во второй половине воскресенья протестанты отмечают праздник Пасхи концертом.
Пасхальный обед у протестантов, как и в любой праздничный день, отличается обилием блюд. На первое подают куриный суп с лапшой, которую к праздничному обеду готовят заранее. На пасхальном столе обязательно должны быть яйца, сыр, масло. К празднику пекут фигурное печенье в форме барашка, зайца, лошади, белки, других животных.
Дети в этот день ищут спрятанные накануне родителями подарки — дары пасхального зайца, как правило, это крашеные яйца самых невообразимых цветов и оттенков.
Армянская апостольская церковь.
В Армянской апостольской церкви Пасха, которую называют «Затик», является одним из самых крупных церковных праздников и имеет особые, сформированные в течение веков и уникальные для каждой области страны традиции празднования.
Пасхальные яйца красят субботним вечером и только в красный цвет — символ пролитой крови Христа. Святой Армянской Апостольской церкви Григор Татеваци видел в яйце символическое строение мира: «Скорлупа напоминает небо, бесцветный слой под скорлупой — воздух, белок — воду, желток — землю. А красный цвет означает, что мир искуплен кровью Христа».
Накануне вечером в церквях служат Св. Литургию Сочельника, и пасхальные торжества начинаются. В воскресенье утром совершается богослужение Пасхальной Заутрени, обряд освящения четырех сторон света (Андастан), затем служат Св. Литургию.
Приветствуя друг друга в день Пасхи, армянские христиане говорят друг другу: «Христос воскрес из мертвых» и отвечают: «Благословенно Воскресение Христово».
В этот день армянские хозяйки подают кутап — тесто с запеченной зеленью или фасолью с жареным луком. В обязательном порядке подаются блюда из рыбы, как символ этого дня, а также выпечка — гата. В блюда непременно добавляют сушеные листья пряного растения алаязы (спитак банджар), поскольку, по преданию, Богородица пеленала Христа листьями этого растения.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Москва. 24 апреля 2011г.