02 февраля 2012 года в Северодвинске состоялось совещание с участием вице-премьера Дмитрия Рогозина, которое было посвящено проблемам выполнения Гособоронзаказа в части военного кораблестроения и развития Военно-морского флота на дальнюю перспективу. На данном совещании было официально заявлено о том, что создание вооружения и военной техники для ВМФ является одним из приоритетов развития Военно-промышленного комплекса России.
На прошедшей неделе в Санкт-Петербурге прошли оперативные сборы командующих флотами, в ходе которых главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Высоцкий Владимир Сергеевич рассказал представителям российских СМИ о том, какие еще проблемные вопросы обсуждались в Северодвинске.
Ниже мы приводим текст беседы главкома ВМФ России адмирала Владимира Высоцкого с журналистами.
- Владимир Сергеевич, действительно ли на совещании в Северодвинске обсуждалась тематика приоритетного развития флота?
- Это так. Однако говорить о том, что только флот будет развиваться, а другие виды и рода Вооруженных сил нет, нельзя. Скажем по-другому: в числе приоритетных вопросов рассмотрения Военно-промышленной комиссии — флот и Воздушно-космическая оборона. Именно поэтому Дмитрий Рогозин осуществляет поездки по регионам страны, знакомясь на местах и погружаясь в проблематику ОПК в части ВМФ.
Совещание в Северодвинске отличалось тем, что с нашей стороны — Минобороны и ВМФ — было концептуально и обоснованно доложено видение строительства флота на будущее.
По оценке Военно-промышленной комиссии, в целом мы неплохо развили эту проблематику и, самое главное, показали системный подход.
Рогозин выразил желание посетить все флоты и провести там заседания Военно-промышленной комиссии с привлечением всех лиц, которые отвечают в регионах за этот круг вопросов. Первая поездка планируется в этом году на Балтику или на Тихоокеанский флот.
- Были ли приняты какие-то конкретные решения?
- Скажем так, принят ряд решений по дальнейшему развитию Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Не секрет, что проблемы есть: и организационного плана, и формирования гособоронзаказа, и качества исполнения заказа, и сервисного обслуживания.
- Товарищ главнокомандующий, когда же будут приняты на вооружение морская баллистическая ракета «Булава» и ее носитель — атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий»?
- Я думаю, что сейчас это уже не имеет такого юридического значения, как раньше. Ведь президент, Верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев заявил в конце прошлого года, что ракета будет принята на вооружение.
Вопрос упирается лишь в стыковку технических моментов. Есть обязательство производителей — доработать вопросы береговой части комплекса, есть вопросы корабельной составляющей, которая не является ракетной. Это связано с отработкой других корабельных систем.
С разрешением этих вопросов будет подписан нормативный документ, подтверждающий принятие этого ракетного комплекса.
Сама ракета, сам комплекс показал неплохие эксплуатационные свойства, и, в принципе, ничто нам не мешает.
- «Булава» и «Юрий Долгорукий» будут приниматься одновременно?
- Да, однозначно — и ракета, и лодка. Мы не заказывали отдельно ракету, у нас нет отдельно ОКР (опытно-конструкторские работы — прим. ред.) под названием «Ракета «Булава». У нас есть ракетный комплекс Д-30, который имеет составляющие — ракетную, корабельную, береговую и другие. Мы надеемся, что в этом году весь комплекс «ракета+лодка» будет принят на вооружение ВМФ. Противопоказаний никаких нет.
- Когда будут приняты на вооружение следующие подлодки этого проекта (955, класс «Борей») «Александр Невский» и «Дмитрий Мономах», которые сегодня строятся на «Севмаше»?
- «Невский»… Мы полагаем, что испытания будут закончены в этом году. «Мономах» — чуть позже.
- Закладка четвертого «Борея» состоится в этом году?
- И этот вопрос обсуждался на совещании в Северодвинске. Вице-премьер не возражал, чтобы это произошло в марте…
- … на День подводника — 19 марта?
- Мы говорили о том, что можно приурочить закладку к 19 марта — ко Дню подводника. Но решили вернуться к традициям, то есть в дни праздников закладки не делать. А делать их накануне, чтобы с хорошим настроением встретить профессиональный праздник.
- Владимир Сергеевич, много спекуляций в российской прессе по поводу испытаний морской баллистической ракеты «Лайнер». Это новая ракета или модернизация известной «Синевы»?
- «Лайнер» — это очередной этап модернизации «Синевы», значительно повышающий ее возможности. Ее на вооружение принимать не надо, это существующая ракета, которая проходит модернизацию в части боевого оснащения. Энергетические возможности «Синевы» достаточно высокие. А если точнее — самые высокие в мире среди баллистических ракет для Морских стратегических ядерных сил.
- Значит, все Морские стратегические ядерные силы России будут вооружены этими ракетами?
- Они уже вооружены ими.
- Все?
- Нет, пока не все, а только те, которые находятся на боевом дежурстве в Мировом океане. Но в перспективе все наши действующие стратегические подводные лодки (проекты 667 БДРМ и БДР «Дельфин» и «Кальмар» — прим. ред.) будут оснащены этими ракетами.
- Определены ли места базирования В«МистралейВ»?
- По базированию решение принято, и оно в свое время будет озвучено. Впереди у нас еще очень много времени, но базирование места уже ведется. Предварительно, это Восток (Тихоокеанский флот — прим.ред).
- Владимир Сергеевич, тема строительства перспективного авианосца остается актуальной или после покупки «Мистралей» уже нет?
- Этот вопрос также обсуждался на совещании в Северодвинске. Нужен удовлетворяющий все стороны облик этого корабля. Это будет не классический авианосец — он будет на шаг впереди. Корабль должен будет действовать во всех средах, то есть быть многосредным.
Поясню: авианосец сейчас, хотим мы того или нет, — это воздух (авиация) или в лучшем случае нижняя космическая орбитальная группировка (ВКО). Но мы хотим пойти дальше: есть еще космос, есть подводная часть, есть надводная часть с неуправляемыми и управляемыми аппаратами… Иными словами — хотим сделать комбинированный носитель, позволяющий решать целый круг задач практически во всех средах.
Безусловно, главная нагрузка будет на авиационно-космической составляющей, потому что господство в воздухе и космосе — это и господство на море. И такие работы уже ведутся, но пока качественного подхода к проработке этого вопроса нет.
Если строительство начать уже сегодня, то это будет либо улучшенный «Адмирал Кузнецов» (единственный авианосец ВМФ РФ — прим. ред.), либо ухудшенный «Энтерпрайз» (USS Enterprise, CVN-65, атомный авианосец ВМС США — прим. ред.), или непонятные «Минск» с «Киевом» (уже утилизированные авианесущие крейсеры ВМФ СССР — прим. ред.). Это, собственно, то, что нам сегодня и предлагают. А нам нужно сделать качественный скачок.
- Когда можно ожидать начало строительства авианосца будущего или хотя бы завершения разработки технического проекта?
- Реализация, то есть непосредственно строительство корабля, начнется раньше 2020 года, а завершение сразу после 2020 года. Концептуально же, я сомневаюсь, что завершим работу в этом году. Потому что нужно понять, что мы вообще хотим.
Облик нового авианосного комплекса, я думаю, будет определен в течение двух лет — до 2014 года.
- Много спекуляций в прессе и по поводу будущего дизель-электрических подводных лодок проекта 677 «Лада»…
- «Лада»? Этого корабля вообще нет, что про него говорить?
Есть в опытовой эксплуатации подводная лодка «Санкт-Петербург», которая заявленные технические характеристики не показывает. Причина предельно проста…. Основная недоработка — это главная энергетическая установка.
Нам не нужны новые мозги с оружием, которые сидели бы на энергетике Второй мировой войны. Зачем? Кому это надо? И оперативные свойства у нее такие же. В существующем виде «Лада» Военно-морскому флоту России не нужна.
- Какова же тогда судьба строящихся лодок этого проекта «Кронштадт» и «Севастополь»?
- Это могут быть корабли с другой энергетической установкой…
- То есть?
- У нас ключевая задача — создание неатомных лодок с нашей, российской, воздухо-независимой (анаэробной) энергетической установкой. И первые положительные результаты уже есть.
Мы даже сами не ожидали таких высоких темпов (разработки ведет ЦКБ «Рубин» — прим. ред). Мы увидели уже действующий макет. Причем действующий настолько, что практически выполняет все без исключения функции, кроме вращательного момента на винт.
Это очень хороший задел, и мы это тоже докладывали на совещании в Северодвинске. Говорили на эту тему и с Романом Троценко (руководитель ОСК — прим. ред.), и я его убедил.
То есть следующие корабли этого проекта можно достраивать, у них есть модернизационные возможности. Если мы отладим на «Ладе» этот двигатель, то это поколение лодок приобретет новые функции и возможности. И в итоге мы получим хороший образец.
Мы не сбрасываем со счетов заделы. Мы говорим, что в том виде, в каком мы получили первый корпус («Санкт-Петербург» — прим. ред.), нас не устраивает. И более того, у нас есть точное понимание, что должно быть. Сейчас появляется возможность для ускоренной реализации этого проекта. Подчеркиваю — ускоренной. Эта идея должны быть главной.
- И когда этот принципиально новый двигатель может пойти в производство?
- Мы вполне можем получить опытную установку в 2014 году.
Как раз к этому времени одна из строящихся лодок типа «Лада» будет готова.
То есть мы сможем получить возможность для комплексного испытания корабля, не проводя специального проектирования. Вот в чем плюс.
Складывается уникальная ситуация, когда мы можем идти с опережением плана.
- Когда же можно ожидать появления в составе ВМФ первой неатомной подводной лодки с воздухо-независимой энергетической установкой?
- Думаю, что уже в этом десятилетии.
Сейчас двигатель будут испытывать на стендах. Но на лодках проекта «Лада», тем более две заложены, можно начинать испытания в 2014 году. Это абсолютно реально.
- Принято ли командованием ВМФ решение относительно судьбы двух остающихся в боевом составе стратегических атомных подлодок «Северсталь» и «Архангельск» (проект 941 «Акула», по классификации НАТО — Typhoon)?
- Они из боевого состава ВМФ не выводятся. В ближайшее время, пока еще есть часть ракет и другие колоссальные возможности, они будут находиться в боевом составе флота, как носители ядерного оружия.
В этом вопросе нас пытаются «наклонять». За рубежом даже разработаны специальные программы по быстрейшему уничтожению ракет к этим подводным ракетоносцам. Но мы часть ракет сохранили и поэтому будем использовать эти лодки как носители.
Что касается третьей лодки «Дмитрий Донской», то этот корабль останется испытательным полигоном для «Булавы».
- Будет ли достроена однотипная с погибшим «Курском» многоцелевая атомная подводная лодка «Белгород» (проект 949А)?
- «Белгород» достраивается как специальный проект. Перед лодкой стоит целый комплекс специальных задач…
- Когда будут размещаться в Калининградской области оперативно-тактические ракеты «Искандер» в ответ на ЕвроПРО без России?
- Такие намерения были, но подобные решения принимает военно-политическое руководство страны. Это не в моей компетенции.
Москва. 12 февраля 2012г.