13 апреля 2012 года в СМИ появилась информация о том, что министр обороны обнародовал приказ за номером 341, зарегистрированный в Минюсте в двадцатых числах марта под номером 23518 и опубликованный впервые на прошлой неделе. Он носит длинное и малопонятное несведущему человеку название В«О внесении изменений в Порядок предоставления гражданами и военнослужащими, претендующими на назначение на воинские должности в Министерстве обороны Российской Федерации, и военнослужащими, проходящими военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденный приказом министра обороны Российской Федерации от 10 октября 2009 г. ± 1090В».
В переводе на нормальный язык, приказ гласит, что те, кто служит в армии и на флоте и хочет продвинуться по карьерной лестнице, должен предоставлять сведения о своих доходах и имуществе. В тексте распоряжения Анатолия Сердюкова также сказано, куда надо предоставлять такие сведения. Догадаться не трудно, куда. Не в ФСБ, контрразведку и Главную военную прокуратуру, а в Главное управление кадров военного ведомства.
Приказ, может быть, остался бы не очень заметен читающей публике, если бы накануне МВД не опубликовало сообщение, что прокуратура и следствие возбудили три уголовных дела по факту хищения в 2009 году 190 млн. руб. при строительстве сейсмической группы пункта наблюдения Минобороны России.
А главный военный прокурор в своем недавнем интервью назвал размеры хищений в этом министерстве В«космическимиВ». И становится понятно, что обнародованный в центральной печати ведомственный приказ направлен в том числе и на пресечение подобных позорных явлений, которые ложатся грязным пятном на офицерский мундир. Но поможет ли он? В этом есть серьезные сомнения. Но о них немного позже.
Справедливости ради надо сказать, что в Минобороны в последнее время многое делается, чтобы снизить размеры коррупции и воровства при заключении и выполнении гособоронзаказа, строительстве, закупках и распределении жилья, выполнении военными своих прямых обязанностей по укреплению боеготовности своих частей, подразделения и кораблей. Есть даже соответствующее распоряжение Анатолия Сердюкова, которое отделяет военную и хозяйственную деятельность командира и его распоряжения финансовыми средствами части. Из-под его руководства даже выведен начальник финансового органа. Ежемесячную получку и премии офицеры, контрактники и воины срочной службы получают теперь только на кредитную карточку. Для каждого из них даже создается в Едином расчетном центре личный кабинет, где через Интернет, что должен быть в свободном доступе в любой части, они могут проверить свои счета. Военные даже пошли на небывалый шаг – обнародовали В«Справочник по видам выплат денежного довольствияВ», который опубликован на прошлой неделе в В«НВОВ».
Пару лет назад, когда российские власти начали активную борьбу с коррупцией и незаконным обогащением чиновников, в армии и на флоте тоже ввели декларации о доходах, которые должны были представлять кандидаты на выдвижение. Людей, назначенных либо претендующих на высокие посты в министерстве, обязали сообщать не только о личных накоплениях, дачах, машинах, гаражах и земельных участках, но и предоставлять сведения о доходах и имуществе, принадлежащих их супругам и несовершеннолетним детям. Тогда же вышел и соответствующий этому правилу приказ министра обороны ± 1090.
Правда, перечень гражданских и военных чиновников, обязанных давать сведения о себе и своих родственниках, в Вооруженных силах засекретили. В списке под грифом В«Для служебного пользованияВ». Его персоналии должны были каждой весной к 10 апреля информировать контрольные органы о том, сколько денег получила и какое имущество приобрела их семья в минувшем году. Тем же приказом министр обороны установил, что аналогичные справки его замам необходимо передавать в Главное управление кадров. А если человек попадал под приказ главкома вида или командующего родом войск, он приносил справку в кадровый орган главкомата или штаба. Люди, чей служебный рост определял командующий военным округом или флотом, отчитывались о доходах и имуществе через управление кадров округа и флота.
Не помогло. Слова главного военного прокурора о В«космическомВ» размахе воровства доказывают данное утверждение.
Дело в том, что при всей правильности принятых министром мер нельзя не признать, что это только крайне половинчатые шаги в борьбе с В«прилипанием денег к рукам тех, кто не имеет права к ним прикасатьсяВ». И попытка организовать ведомственный контроль за доходами, имуществом и обязательствами имущественного характера претендентов на вышестоящий пост в Минобороны через Главное управление кадров продолжает вызывать серьезные сомнения в своей результативности. Кабинетные расследования, покрытые зачастую излишней в таком деле завесой военной и государственной тайны, вряд ли могут помочь обнаружить среди претендентов на карьеру коррупционера или воришку. Нельзя исключить, что тот, кто стремится к продвижению по службе не по своим профессиональным качествам, а по блату, родственным связям и поддержке высоких покровителей, сумеет так В«смазатьВ» ступеньки для своего взлета, что его декларация о доходах вряд ли может вызвать какое-то подозрение.
Рецепт борьбы с такими явлениями давно известен. Он в старой традиции российской и советской армии – в открытых офицерских собраниях воинской части, где идет нелицеприятное и честное обсуждение кандидатов на выдвижение. Где в лицо любому военнослужащему, в том числе и командиру, претендующему на вышестоящую должность, могут сказать всю правду о его профессиональных и человеческих качествах. А декларация о доходах и имуществе в этом случае будет только необходимым подспорьем для такого разговора.
Правда, офицерские собрания в последнее время почему-то в армии не в чести. Может, не из боязни подрыва единоначалия, а по другим, в том числе и коррупционным причинам.
Москва. 14 апреля 2012г.