15 апреля 2011 года Сергей Чемезов, глава госкорпорации «Ростехнологии», в которую входит «Рособоронэкспорт», ведущий переговоры о покупке «Мистралей», заявил, что российская и французская стороны не могут согласовать стоимость закупки вертолетоносцев. По словам Чемезова, на уровне глав государств было согласовано, что в стоимость покупки десантных вертолетоносных кораблей-доков войдут не только сами корабли, но и технологии. Однако французская сторона изменила требования.
«Есть в этом проблема. Изначально мы говорили, что в эту цену должен войти не только корабль, но и технологии. Вроде на уровне президентов это было согласовано, но когда это пустилось на уровень самих переговорщиков, все встало. Сейчас пытаемся договориться, бодаемся, туда-сюда», — посетовал Чемезов, не уточнив, по какой причине произошел сбой в прежде налаженном переговорном процессе.
Провальная цена
О том, что в переговорном процессе возникли ценовые сложности, еще в начале марта 2011 года со ссылкой на источник в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству писала газета «Коммерсантъ». Причиной разногласий в стоимости сделки стал непрофессионализм российского Министерства обороны. До Нового года переговорами по «Мистралю» занималось именно военное ведомство, которое лишь в конце 2010 года поручило процесс «Рособоронэкспорту», в настоящее время занимающемуся согласованием сделки с французским предприятием DCNS.
Совместное заявление президентов России и Франции о покупке кораблей класса «Мистраль» было обнародовано 24 декабря 2010 года. Спустя ровно месяц было подписано межправительственное соглашение на строительство двух вертолетоносцев. По данным «Коммерсанта», в декабре 2010 года заместитель главкома ВМФ России вице-адмирал Николай Борисов подписал с Францией протокол, согласно которому стоимость контракта была определена на уровне 1,15 миллиарда евро. В указанную сумму входит строительство двух «Мистралей» за 980 миллионов евро, услуги логистики за 131 миллион евро и обучение экипажа за 39 миллионов евро.
Фактически, это соглашение исключало половину изначальных требований российского военного ведомства, которое настаивало на том, чтобы в стоимость контракта были включены и лицензии на строительство двух «Мистралей» в России, и вся техническая документация. Субподрядчиком должны были стать «Адмиралтейские верфи», доля которых в строительстве первого корабля должна была составить 20 процентов, а второго — 40 процентов. В результате, ссылаясь на подписанный Борисовым документ, французская сторона отказалась включить в основной контракт стоимость лицензий и документации, которые оцениваются в 90 миллионов евро.
Французская сторона настаивала на том, что техническая документация на корабли будет передана России бесплатно, если та обязуется самостоятельно построить третий и четвертый «Мистраль» на собственных верфях. По словам источника «Коммерсанта» в ФСВТС, Борисов не имел никаких полномочий подписывать с французской стороной какие-либо документы. При этом российская сторона долгое время не знала, что вице-адмирал подписал протокол.
В переговорном процессе с Францией были отмечены и другие разногласия. В частности, Минобороны России постоянно вносило изменения в техническое задание по первым двум кораблям класса «Мистраль», что служило дополнительным поводом для повышения их стоимости. Кроме того, стороны также не могли договориться о том, где именно будет создано совместное предприятие по строительству «Мистралей» — в России или во Франции. Французские вертолетоносцы для России будут строиться по измененному проекту: будет увеличена высота ангаров, чтобы в них могли разместиться российские вертолеты, а также «усилен борт кораблей», поскольку их планируется использовать в северных широтах.
Сложность переговорного процесса также заключается в том, что межправительственное соглашение, подписанное 24 января 2011 года, не оговаривало ни порядок цен, ни сроки, ни количество, ни комплектацию закупаемых для России кораблей. Предполагалось, что все эти условия будут указаны в первом основном контракте по «Мистралям», который должны подписать «Рособоронэкспорт» и DCNS. Российская сторона ранее заявляла, что будет подписан контракт на строительство двух кораблей во Франции, а также заключен опцион на строительство еще двух в России.
2 марта 2011 года первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин в интервью газете «Военно-промышленный курьер» заявил, что стоимость контракта на покупку двух готовых вертолетоносцев и лицензий на строительство двух таких кораблей в России оценивается не менее чем в 1,5 миллиарда евро. Впрочем, ничего нового он не сказал. Еще раньше эксперты указывали, что сумма сделки может составить около полутора миллиардов.
Из всей этой истории можно сделать вывод, что версия о непрофессионализме Министерства обороны соответствует действительности. Ведь даже если судить по хронологии событий, то становится ясно, что подготовкой переговорного процесса занималось именно военное ведомство, а «Рособоронэкспорт» подключился, когда уже шло согласование более конкретных условий и содержания соглашения. При этом непонятно, почему Минобороны, не имеющее соответствующего опыта, занималось переговорным процессом с иностранным поставщиком, если в России специально для решения подобных задач существует профессиональная организация — «Рособоронэкспорт».
Тут следует напомнить, что и вся история покупки «Мистралей» началась именно с Министерства обороны России, которое проявило интерес к этим кораблям летом 2009 года. Президент России Дмитрий Медведев
и премьер-министр Владимир Путин, а также ряд других высокопоставленных российских чиновников подключились к покупке вертолетоносцев уже позже — в 2010 году. При этом «Рособоронэкспорт» как будто бы умышленно держали «в запасе» аж до 2011 года. Любопытно также и то, что несмотря на серьезную заинтересованность военных в покупке «Мистралей», Минобороны так и не смогло дать внятного описания стратегии применения кораблей в составе ВМФ России.
Версии применения озвучивались самые разные: корабль управления, корабль доставки грузов и поисково-спасательное судно, корабль обеспечения безопасности Курильских островов и Калининградского эксклава, наконец, противолодочный корабль. При этом основная — десантная — функция вертолетоносца рассматривалась как второстепенная, что уже само по себе удивительно. В феврале 2010 года Медведев объяснил важность покупки «Мистралей» необходимостью «и поучиться, и посмотреть, что делают другие страны». При этом советский проект 11780 универсальных десантных кораблей как-то и не упоминался (см. сравнительную таблицу).
Предсказуемый тендер
В октябре 2010 года министерство обороны России объявило официальный закрытый тендер на поставку универсальных десантных кораблей для ВМФ. В конкурсе приняли участие немецкая компания TKMS, корейская Daewoo, испанская Navantia и Невское проектно-конструкторское бюро. Немцы представили на тендер УДК класса MDH200, испанцы — «Хуан Карлос I», а корейцы — «Токто». Какой проект предложило Невское ПКБ, неизвестно. Не исключено, что это предприятие заявило измененный советский проект 11780 собственной разработки. На протяжении всего конкурса военное ведомство не раз заявляло, что «Мистраль» является для него приоритетом. Предсказуемые итоги тендера были объявлены 24 декабря 2011 года.
Провальная комплектация
Между тем, вопрос цены, по-видимому, является не единственным камнем преткновения в российско-французском переговорном процессе. В середине апреля 2011 года газета «Ведомости» со ссылкой на источники в администрации президента и Министерстве обороны России написала, что переговоры по покупке «Мистралей» оказались под угрозой срыва. Причиной этого стала невыгодная для российской стороны комплектация кораблей, в которую, в частности, не были включены современные системы связи и управления, опцион на строительство еще двух «Мистралей» в России и передача технологий.
По данным источников газеты, невыгодная для России комплектация «Мистралей» была документально зафиксирована еще на этапе, когда переговорным процессом занималось Министерство обороны России. Впрочем, вскоре после этого агентство РИА Новости со ссылкой на источник в военном ведомстве сообщило, что Россия и Франция полностью согласовали комплектацию вертолетоносцев, которые будут поставлены со всеми системами и устройствами, «полностью удовлетворяющими требованиям военно-морского флота».
В 2010 году, вскоре после того, как было объявлено, что Министерство обороны точно купит четыре «Мистраля», представители французских властей и судостроительных предприятий заявляли, что вертолетоносцы будут поставлены России в полной комплектации, включая системы связи и систему управления разнородными войсками НАТО SENIT9. При этом уточнялось, что российской стороне
В то, что российское военное ведомство показало непрофессионализм и в вопросе комплектации кораблей, легко поверить. Для этого достаточно вспомнить хотя бы историю с российскими беспилотниками, произошедшую в 2010 году.
Напомним, в начале апреля 2010 года
Устоявшаяся мировая практика подразумевает сперва формирование требований, а затем уже создание центра применения и закупку беспилотников. Но у российских военных, видимо, свой путь: в 2009 году были потрачены 53 миллиона долларов на покупку 12 израильских БПЛА, а в апреле 2010 года Чемезов объявил о состоявшейся покупке еще 15 аппаратов. По официальной версии, все они покупались для проведения испытаний и изучения характеристик. В октябре российская корпорация «Оборонпром» и израильская компания IAI заключили контракт на поставку компонентов для сборки беспилотных летательных аппаратов. Израильская газета Globes писала, что сумма сделки составила 400 миллионов долларов.
Так почему бы, принимая во внимание историю испытания и покупки беспилотников, не предположить, что нечто похожее могло произойти и с «Мистралями»? Из заявлений военных и чиновников складывается такое впечатление, будто Минобороны сперва заинтересовалось «Мистралями», а потом уже в спешном порядке стало придумывать концепцию их применения и дорабатывать технические требования. И при этом так и не было дано какого-либо объяснения, по какой причине выбор пал именно на французские корабли, хотя в тендере 2010 года на поставку вертолетоносцев участвовали южнокорейские, испанские, голландские и немецкие суда. И зачем вообще было проводить тендер, если военные изначально заявили, что в любом случае купят «Мистраль»?
Как бы то ни было, но исправлять ошибки российского Министерства обороны, видимо, придется президенту Медведеву и его французскому коллеге Николя Саркози. Благо для этого будет удобный случай — в мае 2011 года российский президент приедет во Францию для участия в саммите G20. Пока же, как ожидается, решающий раунд переговоров по покупке кораблей без участия президентов, на котором определится судьба всего контракта, состоится 20 апреля.
Десантные корабли-доки типа В«МистральВ» (DCNS, Франция) |
Универсальный десантный корабль проект 11780 (Невское ПКБ) |
Водоизмещение французского «Мистраля» составляет 21,3 тысячи тонн при длине 192 метра, ширине 32 метра и осадке 6,2 метра. Корабль способен развивать скорость до 19 узлов, а дальность его хода составляет 11 тысяч миль. «Мистраль» способен перевозить до 60 бронетранспортеров, или 450 десантников (при оперативной переброске — до 900 десантников) плюс 13 танков, или 70 автомобилей. В авианосную группу корабля могут входить до 16 ударных вертолетов Eurocopter Tiger или до 12 многоцелевых NHI NH90. Корабль вооружен двумя ЗРК Simbad, двумя 30-миллиметровыми пушками и четырьмя пулеметами калибра 12,7 миллиметра. |
Невское проектно-конструкторское бюро вело разработку универсального десантного корабля проекта 11780 в 1980-х годах. Водоизмещение УДК должно было составить 25 тысяч тонн при длине 196 метров, ширине 35 метров и осадке восемь метров. Проект 11780 должен был развивать скорость до 30 узлов, а дальность его хода составляла восемь тысяч миль. В авиагруппу корабля должны были войти 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29, а в доковой камере разместиться четыре десантных катера проекта 1176 или два десантных катера на воздушной подушке проекта 1206. В состав вооружения должны были войти сдвоенная автоматическая пушка калибра 130-миллиметров, две батареи ЗРК «Кинжал» и четыре зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик». |
НАША СПРАВКА:
История разработки проекта 11780:
БДК проекта 1174 (типа «Иван Рогов») имели много недостатков, поэтому по указанию Главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова была начата разработка полноценного универсального десантного корабля, разработка которого велась все 80-е годы. Облик и назначение корабля менялись в процессе разработки. Первоначально назначением корабля были только десантные операции. УДК должен был иметь сплошную палубу, что позволяло использовать как вертолеты, так и самолеты вертикального взлета и посадки Як-38. Генштаб предложил превратить корабли проекта 11780 в универсальные авианесущие корабли, оснастив их носовым трамплином и обеспечив базирование и других самолетов.
Предполагалась постройка двух кораблей — В«ХерсонВ» и В«КременчугВ». Корабли стандартным водоизмещением 25 000 тонн могли строиться только на Черноморском ССЗ, поэтому началась В«борьба за стапельВ». В это время на стапелях ЧСЗ должна была начаться постройка авианосцев проекта 1143.5. Генеральный штаб, придавая большое значение постройке УДК, предлагал строить их вместо авианосцев.
Этому уже воспротивился Главком ВМФ. Понимая что строительство УДК, из-за отсутствия потребных судостроительных мощностей, скорее всего приведет к отказу от строительства авианосцев проекта 1143.5, пошли на хитрость. По указанию Главкома в носу, прямо на полетной палубе, была размещена АУ АК-130, а НИИ ВМФ получило задание В«научноВ» обосновать наличие такого вооружения и его месторасположение. В результате Генштаб охладел к проекту, а строительство было отложено.
По требованию Министра обороны СССР маршала Устинова в задачи проекта 11780 было добавлено в мирное время слежение за подводными лодками противника в океанской зоне. В конечном счете все эти изменения привели к тому, что корабли проекта 11780 так и не были заложены.
В противолодочном варианте корабль должен был нести 25 вертолетов Ка-27. В десантном варианте — 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29. В доковой камере — 4 десантных катера проекта 1176 или 2 десантных катера на воздушной подушке проекта 1206.
Москва. 18 апреля 2011г.