07 апреля Военно-морской флот России отмечает День памяти погибших подводников. Он установлен приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995 года в память о трагической гибели 07 апреля 1989 года атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота К278 «Комсомолец».
АПЛ К278 «Комсомолец» имела сверхпрочный титановый корпус и была способна вести боевые действия на глубине более чем в два раза превосходящей обычную глубину погружения подводных лодок. В августе 1984 года подводная лодка установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения – 1020 метров. Наряду с участием в экспериментах, лодка интенсивно участвовала в различных учениях флота и выполняла задачи боевой службы, в частности, участвовала в противолодочном охранении подводных ракетных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) от подводных лодок вероятного противника.
Трагедия произошла 7 апреля 1989 года в нейтральных водах Норвежского моря, когда атомная подводная лодка К278 «Комсомолец» возвращалась с боевой службы. На глубине 380 метров в 180 км к югозападу от острова Медвежий и в 490 км от норвежского побережья в отсеке подлодки произошел пожар.
Шесть часов морякиподводники самоотверженно боролись за спасение субмарины, но пожар только усиливался. В результате объемного пожара в двух смежных отсеках были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Часть членов экипажа эвакуировалась на спасательных плотах. АПЛ затонула. Более часа моряки находились в ледяной воде, пока к ним на помощь пришла плавбаза «Алексей Хлобыстов». Трагедия унесла жизни 42 подводников, причем большинство из них погибли не от огня, а от переохлаждения. 27 человек удалось спасти.
За мужество и самоотверженные действия, проявленные при исполнении воинского долга все 69 членов экипажа (42 — посмертно) были награждены орденами «Боевого Красного Знамени».
Профессия морякаподводника является одной из самых трудных на земле, одной из немногих профессий особого риска. Морякиподводники погибали и в военное время, и в мирное. Печальный счет был открыт 29 (16 по ст.ст.) июня 1904 года. В этот день во время учебного погружения затонула первая боевая подводная лодка русского флота «Дельфин». Погибли 24 матроса и исполнявший обязанности командира лейтенант Анатолий Черкасов.
В России во время Первой мировой и Гражданской войн (19141920) погибло 29 подводных лодок; во Вторую мировую войну (19391945) 101. Во многих случаях экипажи погибли в полном составе вместе с кораблем.
Аварии и катастрофы на подводных лодках случались и в мирное время. В отечественном подводном флоте наиболее частой причиной аварий с гибелью личного состава является пожар на борту. Сопоставимой с пожаром причиной, приводящей к гибели людей, является взрыв на борту, а также различные технические неисправности. Также часто причинами катастроф становились столкновения или поступления воды в прочный корпус.
В память о погибших подводниках, с честью выполнивших свой долг перед Отечеством, 7 апреля в момент подъема флагов на кораблях и судах всех флотов проходит минута молчания, а в частях подводного плавания и в военноморских институтах проводятся вечера памяти, посвященные мужеству и героизму российских подводников.
Москва. 07 апреля 2011г.