18 января (5 января по старому стилю), накануне праздника Богоявления, Русская Православная Церковь отмечает Навечерие Богоявления, или Крещенский сочельник.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, второе же название происходит от слова сочиво (вареная пшеница или рис с медом), которое по монастырскому уставу в этот день полагается есть на трапезе, так как в сочельник установлен строгий пост.
Крещенский сочельник.
Крещенский Сочельник — это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник в Русской Православной Церкви относится к числу двунадесятых.
Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом В«крещениеВ», более точно следует переводить словом В«погружениеВ». Иоанново Крещение было, по сути, очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста.
Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: В«Мне надобно креститься от ТебяВ».
Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын — Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа.
В праздник Богоявления вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. В церковных службах этого дня вспоминаются все тексты Святого Писания Ветхого и Нового Заветов, в которых содержатся прообразы и пророчества о Крещении Господа, описывается само событие Крещения и плоды его.
В Крещенский сочельник утром совершается литургия Василия Великого, в начале которой торжественно читаются пророчества о первом Пришествии Иисуса Христа.
Агиасма. Крещенская Святая вода.
После литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по
особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Этот чин часто совершается на реках и других водоемах (так называемое «хождение на Иордань»).
На Руси в канун праздника Богоявления Господня Крещения принято было делать «иордань» (от реки Иордан): на реках вырубали большие крестообразные проруби, в верхней части которых строили ледяные скульптуры в виде креста, голубя, других христианских символов.
Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII века водоосвящение происходит два раза — в Крещенский сочельник и непосредственно в праздник Богоявления. Освященная в эти дни одинаковым чином вода ничем не отличается. Она именуется крещенской и обладает особенными благодатными свойствами: ее употребляют для окропления храмов и жилищ, назначают пить ее тем, кто не может быть допущен к Святому Причащению.
Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она передает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее разбавляют простой.
Крещенскую воду следует благоговейно хранить и относиться к ней, как к великой святыне.
Крещенский Сочельник. Народные приметы и поверия.
В полночь на Крещение ходили за водой на реку и ставили чашу с водой на стол, чтобы «увидеть» Крещение. Есть поверье, что в реках в эту ночь вода колышется и в полночь чаша с водой сама колыхнется. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса». Верили, что в Богоявленскую ночь небо открывается, и в это время надо загадывать желание. О чем открытому небу помолишься, то сбудется.
В русских деревнях под Крещение старухи и девушки собирали снег со стогов. Старухи — для того, чтобы отбеливать холстину; считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки — для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной.
Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. Были и приметы на Крещение: «Если в этот день метель, снег или поземка — быть урожаю», «Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться», «Мало снега на ветвях деревьев — летом ни грибов, ни ягод не ищи», поэтому и народная благодарность «Спасибо, мороз, что снегу нанес».
Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, тогда старики говорили: «Ярки звезды породят белые ярки», предрекая плодородие ягнят.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Москва. 18 января 2011г.