В конце минувшей недели на сайте, посвященном закону «О полиции», были подведены итоги всенародного обсуждения милицейской реформы. Надо отдать должное аналитикам из МВД — они проделали огромную работу по отбору и систематизации предложений граждан, итогом которой стал более чем 1000-страничный сводный документ. Более сжато идеи по изменению закона описаны в докладе, опубликованном на том же сайте. Судя по этому документу и заявлениям Дмитрия Медведева, раскритикованный общественностью закон все-таки подвергнется некоторым серьезным изменениям.
Надежда на то, что закон «О полиции» будет изменен, появилась после того, как его крайне критически оценили приближенные к президенту структуры — Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека и Ассоциация юристов России. Однако куда больше критики законопроект удостоился в интернете, где, собственно, и шло его широкое обсуждение. По данным МВД, с момента создания сайта zakonoproekt2010.ru его посетили полтора миллиона человек, которые оставили около 33 тысяч комментариев (сути вопроса касались примерно 20 тысяч из них).
Президент Дмитрий Медведев, который и был инициатором реформы МВД, оказался готов к такой активности граждан. «Никого не должно смущать, что 99 процентов отзывов были критические. А какие мы ждали — ‘спасибо большое за то, что вы придумали закон ‘О полиции’, и как мы этому рады’?!» - заявил глава государства на совещании по вопросам правоохранительной деятельности. Кроме того, он успокоил всех, кто увидел в законопроекте догму — по словам Медведева, если по мере его применения потребуются какие-то изменения, то они будут сделаны.
Так какие же изменения предлагают граждане к еще даже не внесенному в Госдуму проекту закона? Для того чтобы это понять, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России собрал сводную таблицу, куда вошли все существенные предложения. Таблица получилась немаленькая — на 1370 страниц, однако и документ обсуждается не рядовой. Кроме того, эксперты МВД (которые будут работать над совершенствованием закона вместе с администрацией президента) сделали обзор наиболее значимых предложений, снабдив их собственными комментариями. Судя по ним, изменений в закон «О полиции» будет внесено немало — в том числе по самым резонансным статьям, хотя далеко не все идеи граждан нашли поддержку авторов законопроекта.
К примеру, многие участники обсуждения предлагали развить идею президента Медведева и избавить полицию от несвойственных ей функций, а именно — отобрать у нее медицинские вытрезвители и функции проведения техосмотра автотранспорта. Но если выведение вытрезвителей за штат МВД уже давно поддержано главой государства, то что-то менять в случае с ГИБДД министерство пока не готово. «С учетом реалий сложившейся российской действительности представляется целесообразным обеспечение безопасности дорожного движения оставить в качестве направления деятельности полиции», — говорится в докладе.
Кроме того, не хотят в министерстве поддерживать и предложение отдать Федеральной миграционной службе (ФМС) контроль за соблюдением миграционного законодательства. В МВД это объясняют тем, что полиция обладает рядом правовых средств, которыми не располагают органы ФМС, но которые необходимы для обеспечения законности в миграционной сфере.
Одно из самых негативно воспринятых положений в новом законе касалось права полицейских на проникновение в жилища граждан, однако и Медведев, и МВД дали понять, что существенно меняться это положение не будет. «Необходимо помнить, что данная норма закона существует уже много лет и действует в данный момент. Это и общепринятая мировая практика», — пишут авторы доклада. Впрочем, как заявил президент, порядок проникновения полиции в дома россиян будет детально регламентирован.
Еще одна раскритикованная статья в новом законе, касающаяся формирования полицией банков данных о гражданах, также вряд ли будет изменена. Нарекания, в частности, вызывал пункт 3 статьи 17, в котором после перечисления категорий граждан, данные о которых попадут в базу, говорится, что учету также подлежат сведения «об иных лицах в соответствии с законодательством РФ» (то есть, фактически под его действие подпадают все граждане страны). В то же время, как подчеркивают в МВД, «речь в данном случае может идти не об организации тотального контроля за гражданами, а лишь об аккумуляции сведений, позволяющих повысить эффективность борьбы с преступностью».
Отказ получили и те, кто надеялся изъять из закона «О полиции» норму, позволяющую полицейским проверять у граждан не только паспорта и лицензии, но и «иные документы» (читай: «любые»). «Участники [обсуждения], к сожалению, не всегда принимают во внимание положения преамбулы статьи 13 законопроекта, которая гласит, что все права полиции используются для выполнения обязанностей», — отмечают аналитики. То же самое и с запросами документов у юридических лиц: «Право полиции запрашивать и получать документы у организаций — это неотъемлемое право полиции любого государства. Но справедливо, что пределы такого полицейского истребования документов должны быть ограничены, с тем чтобы не допускать субъективизма».
Стоит также отметить, что в МВД не согласны с предложением отменить нововведение, по которому в полиции появится институт поручительства. Несмотря на многочисленные протесты, в которых комментаторы закона указывали на коррупциогенность подобного института, эксперты МВД считают, что он поможет минимизировать прием на службу сотрудников, допускающих грубые нарушения служебной дисциплины.
Однако не все возражения были восприняты милицейскими аналитиками негативно: к примеру, в министерстве согласны, что само понятие «полиция» в законе прописано нечетко. Этот термин никак не определен, что для документа такого уровня недопустимо, поэтому эксперты готовы разделить первую часть первой статьи на две нормы: в первой описать назначение полиции, а во второй — ее организацию. Кроме того, авторы доклада предлагают внести еще одну важную корректировку в первую статью, на которой настаивали некоторые комментаторы — не указывать в качестве основного назначения полиции возможность применения ею мер государственного принуждения.
Одним из самых популярных предложений в ходе обсуждения закона было введение индивидуальных знаков для полицейских, на которых была бы написана их фамилия и структурное подразделение, в котором они работают. В МВД это предложение поддержали; о нем же говорил на совещании президент Медведев, отметивший, что некоторые милиционеры не всегда представляются своими настоящими именами.
Кроме того, в министерстве готовы обсуждать вопросы взаимодействия граждан с полицейскими — например, изменить максимальное время ограничения свободы передвижения, ввести первичный медицинский осмотр задержанных, обязать полицейских информировать родственников задержанных о местонахождении их близких, а также более четко регламентировать порядок применения физической силы и использования оружия.
Согласны в МВД и с введением так называемого правила Миранды (прекрасно известного российскому телезрителю по американским фильмам), которое обязывает сотрудника полиции зачитывать задерживаемому его права. Кроме того, интересной показалась милицейским аналитикам идея разрешить гражданам записывать действия полицейских на видео, однако в МВД, увы, пока готовы только к полумере — не установить соответствующее правило, а лишь подумать о нем «на перспективу».
Среди других вопросов, которые в МВД обещали «проработать дополнительно», но которые вряд ли будут существенно изменены — функционирование территориальных общественных советов. Как отмечали многие комментаторы, судя по закону, им отводится лишь номинальная роль — несмотря на тесное взаимодействие с МВД, на работу полиции они влиять не смогут. Сотрудников министерства такое положение, похоже, устраивает — в докладе прямо говорится, что «необходимо сохранить главенствующую роль МВД России при формировании общественных советов различных уровней».
Одно из самых важных положений закона, которое не сразу и заметишь (так глубоко оно спрятано), касается перехода сотрудников милиции в полицию. Нынешняя редакция законопроекта говорит, что сделать им это будет нетрудно — надо всего лишь написать заявление. Однако, как справедливо отмечают наблюдатели, это убивает одну из важнейших целей реформы МВД — превращение гигантской бесполезной массы, коей сегодня является российская милиция, в нормально функционирующий правоохранительный орган.
В связи с этим комментаторы предлагали проводить переаттестацию сотрудников милиции, чтобы отобрать для перехода в полицию только лучшие кадры. Судя по тексту доклада, в МВД согласны с тем, что переаттестация нужна (что уже не может не радовать), хотя такому испытанию предлагается подвергать лишь «сотрудников с низкими показателями в оперативно-служебной деятельности, имеющих дисциплинарные взыскания». Поможет ли это избавиться от «некачественных» милиционеров — вопрос сложный, поскольку предложенная МВД формулировка таит в себе большую вариативность и требует дополнительного ранжирования действующих сотрудников милиции. А значит, и дополнительного времени.
Не обошли авторы доклада и «просветительский аспект», разъяснив гражданам некоторые моменты, оставшиеся недопонятыми. К примеру, в проекте закона нет четкого деления на местную, региональную и федеральную полицию, что было с удивлением воспринято многими комментаторами. Как пояснили в МВД, в законопроекте предложена исключительно федеральная модель полиции, поскольку, по мнению министерства, в общественном сознании именно она является более выигрышной и понятной. «Это не случайно, это сознательный выбор, но выбор не в сторону дальнейшей централизации, а только для того, чтобы изменить саму службу в полиции, сделать ее более современной, более финансово обеспеченной с соответствующими финансовыми гарантиями, поскольку существующая система исполнения этих полномочий, финансовые и организационные механизмы в настоящее время не позволяет достичь ожидаемых обществом результатов», — отмечается в докладе.
Объяснили авторы документа и отсутствие блокового деления полиции (сейчас милиция делится на милицию общественной безопасности и криминальную милицию). «Блоковое построение милиции, которое действует в настоящее время, исчерпало себя. Гражданин не должен задумываться, в какое подразделение полиции ему обратиться с заявлением, занимается ли это подразделение тяжкими преступлениями (криминальная милиция) или не очень тяжкими (милиция общественной безопасности)», — подчеркивают авторы доклада.
СПРАВКА:
Кто «менял» закон «О полиции»?
ВНИИ МВД России разделил участников дискуссии на четыре группы, наиболее активно обсуждавшие закон «О полиции».
I группа — граждане, обеспокоенные соблюдением гражданских прав и законодательных норм. «Именно от них исходит наибольшее количество предложений по обеспечению максимальной прозрачности работы правоохранительных органов».
II группа — сотрудники правоохранительных органов и члены их семей, обсуждавшие социально-экономические проблемы милиционеров. «Наиболее эмоциональные и категоричные комментарии по этим темам поступили даже не столько непосредственно от сотрудников МВД, сколько от членов их семей, в основном жен».
III группа — эксперты. «Это относительно малочисленная, но внесшая наиболее продуктивный вклад в дискуссию группа пользователей».
IV группа — завсегдатаи блогосферы. «Комментарии этой категории авторов относятся в основном к статьям 1 и 2 законопроекта».
Новая полиция: ЗА и ПРОТИВ.
По данным МВД, комментаторы закона оставили более 700 высказываний по вопросу преобразования милиции в полицию. Вот некоторые из них:
ЗА:
1) наименование «полиция» будет отражать сущностную характеристику органов охраны правопорядка как профессионального правоохранительного органа государства;
2) восстановление «исторической справедливости», возвращение к первоначальному наименованию;
3) приведение наименования в соответствие международным стандартам;
4) возможность избавиться от негативного «имиджа» милиции, приобретенного в последние годы.
ПРОТИВ:
1) преобразование необходимо, если меняется структура, состав, содержание и форма работы ведомства;
2) наименование «полиция» ассоциируется с полицейским государством, в котором отсутствует демократия;
3) изменение названия расценивается как слепое подражание Западу и США, еще один шаг по пути «американизации» системы государственного управления;
4) для пожилых людей слово «полицейский» созвучно слову «полицай» и напоминает деятельность прислужников фашистов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
5) сленговые сокращения, бытующие в народе по отношению к милиции, имеют гораздо меньший уничижительный смысл в сознании людей, чем слово «полицай»;
6) для переименования потребуется объемная работа по внесению изменений во многие нормативные правовые акты, а также большие финансовые затраты;
Судя по тщательности, с которой эксперты МВД подошли к анализу собранных комментариев, работа по переписыванию закона «О полиции» им предстоит немаленькая. По словам министра внутренних дел Рашида Нургалиева, на внесение дополнений и переработку существующих статей президент отвел всего две недели. Срок не слишком большой, учитывая гигантский объем предстоящей работы. Однако не стоит забывать, что закону еще предстоит пройти три чтения в Госдуме, получить одобрение Совета Федерации, обзавестись подписью президента и быть опубликованным в «Российской газете». На это также уйдет какое-то время, которого у Медведева и МВД в обрез — несмотря на предложения некоторых экспертов отложить принятие закона хотя бы на полгода, они твердо намерены превратить российскую милицию в полицию уже к 1 января 2011 года.
Москва. 27 сентября 2010г.