Во вторник министерство обороны КНР пригласило военных представителей из 47 стран на эксклюзивное шоу в исполнении летного отряда «Первого августа» 24-й истребительной авиационной дивизии ВВС Народно-освободительной армии Китая. Внушительную группу иностранных военных пригласили лично познакомиться с истребителем J-10 (Цзянь-10): многоцелевым одноместным истребителем поколения «3+», разработанного Чэндуской авиастроительной корпорацией в сотрудничестве с 611-м авиационным НИИ (Чэнду).
Разработки истребителя были начаты в 1980-х, первый полет он совершил в 2002 году, но факт его принятия на вооружение НОАК был официально обнародован лишь в конце 2006 года.
«До настоящего времени мы не имели возможности физически увидеть этот самолет в полете, это стало
прекрасной возможностью для военных со всего мира увидеть этот значительный самолет ВВС НОАК в воздухе», — отметил по окончании 15 минутного авиа-шоу военный атташе Пакистана в КНР Сальман Ахсан Бокари (Salman Ahsan Bokhari).
С его слов, Пакистан «изучает возможность покупки этого самолета». Как сообщил журналистам командир 24-й истребительной авиационной дивизии Янь Фэн, ориентировочная стоимость J-10 составляет 190 миллионов юаней (27,9 миллионов долларов).
Эксклюзивное шоу и сам истребитель положительно оценили и представители западных держав.
«Это хороший самолет третьего поколения, способный конкурировать с представителями этого класса, прекрасные пилоты», — лаконично прокомментировал увиденное военно-воздушный и военно-морской атташе Великобритании Стивен Вильсон (Steven Willson).
И создатели и основные на сегодня пользователи J-10 — китайские военные летчики самолетом довольны.
«В числе его достоинств — маневренность, надежность и интегрированная система бортового оборудования. Я горжусь тем, что Китай создал такой самолет», — заявил гостям командир 24-й истребительной авиационной дивизии Янь Фэн.
Он заверил, что использовать подобную военную технику КНР никогда не станет против своих «друзей» и сообщил, что уже в будущем году пилоты «Первого августа», отряда, выполняющего показательные выступления на парадах и авиа-шоу в КНР, вероятно, примут участие в демонстративных полетах за рубежом.
Первый китайский истребитель не обошелся без использования израильских и российских технологий. В частности, в нем использован российский двигатель AL-31F. Как отметил после просмотра техники помощник военно-воздушного атташе посольства РФ в Пекине Александр Коренев, для России истребители подобные J-10 являются давно пройденным этапом. Тем не менее, он отметил высокую подготовку китайских летчиков и качество выполняемых ими маневров.
«Сегодня они показали хороший уровень летного мастерства и слаженность, что указывает на высокий уровень подготовки летного состава ВВС НОАК», — отметил военный дипломат.
Он напомнил, вместе с тем, что несмотря на стремительное развитие, в настоящее время сохраняется серьезная техническая зависимость ВВС Китая от российских разработок.
Москва. 14 апреля 2010г.