По решению российской правозащитной коалиции «Гражданин и армия» позорная «награда» в виде Золотой кувалды в этом году присуждена генерал-полковнику Василию Смирнову, руководителю Главного оргмобуправления Генштаба.
Столь далеко не почетной чести уважаемый генерал удостоен, по мнению правозащитников «за провал программы перехода к контрактному комплектованию российской армии в 2004-2007 годах», так как реализацией данной программы он занимался еще в бытность министром обороны бывшего генерала госбезопасности Сергея Иванова, нынешнего руководителя ВПК в правительстве. Вручение «награды» спланировано на конец марта.
На мнение правозащитников можно было бы и не обращать особого внимания, мотивируя это их некомпетентностью, но их мнение в конце февраля-начале марта косвенно подтвердили и непосредственные руководители уважаемого генерала.
Сразу в одном из интервью начальник Генштаба господин Николай Макаров выдал на эту тему откровение, а затем и господин Сердюков на коллегии своего ведомства официально подтвердил новый зигзаг в якобы спонтанно проводимой им военной реформе. Следуя своей главной заповеди «Сам справлюсь», Анатолий Эдуардович очередной раз изыскал «внутренние резервы» ведомства, продолжая переваривать армию «в собственном соку».
Речь идет об очередной кардинальной смене военного курса и возврате к старой доброй призывной армии, но уже без офицеров, прапорщиков с мичманами, а теперь и без контрактников. И это учитывая тот факт, что генеральная линия военной реформы в стране не менялась с 90-х годов прошлого века: будущее России — служба по контракту. Но сегодня, судя по заявлениям и действиям руководства минобороны, курс делает резкий и очень длинный вираж. Окончательного отказа от контрактной службы не будет. И по декларируемому замыслу со временем контрактников станет больше. А пока их будет становиться все меньше и меньше с каждым днем, а их место в строю постепенно займут призывники, излишка которых сегодня, да и в ближайшей перспективе не наблюдается. Поэтому нашему правительству снова придется идти на достаточно не популярные меры: сокращать список оснований для отсрочки или поднимать верхнюю планку призывного возраста.
По сведениям, просачивающимся в СМИ, руководство Минобороны уже подготовило «свое видение» новых подходов к комплектованию воинских частей. Эти предложения направлены Верховному Главнокомандующему Дмитрию Медведеву. Суть плана: для комплектования военнослужащими по контракту оставить только должности, непосредственно влияющие на боеготовность частей, набрать на эти должности только высококвалифицированных специалистов, а за счет сокращения их общего количества в полтора раза (примерно до 130-150 тысяч человек с нынешних двухсот), соответственно увеличить им денежное довольствие.
Но не сразу. Не надо заранее будоражить военный электорат. Выборы нового Верховного только в 2012 году. Вот под президентскую избирательную компанию и вернемся к разговору об увеличении денежного довольствия всем служивым. Конечно, это в том случае, если не случится очередного финансового кризиса, или очередного реформаторского зигзага. Да и лозунг о возвращении к созданию новой профессиональной армии будет к тому моменту в самый раз. И вот, ежели уж выберут служивые себе потребного Верховного, то он и определит окончательно, уже под себя, «новый лик» российской армии.
АВАНТЮРА И ПРОФАНАЦИЯ
То, что методология и практика агитации и привлечения граждан на военную службу по контракту не выдерживают ни какой критики и потерпели фиаско — признает даже военное ведомство. Возникает вопрос к руководителям, выделившим на эту авантюру 140 миллиардов народных рублей. Ответственных опять у нас нет. Есть только плачевный результат — в результате отсутствия общей концепции и методологии, практически полного отсутствия подготовленных кадров для проведения ректрутинга и очередной попытки проскочить на русское авось, деньги ушли на ветер, а армия, пропустив через себя массу людей и отбив у них всякое желание служить, по прежнему будет комплектоваться призывниками.
В армии США главным пряником для профи является последующая оплата обучения в выбранном престижном вузе, что подразумевает хороший старт и гарантию карьерного рывка — в армии или на гражданке. В нас тоже внесли соответствующую поправку в закон об образовании — военнослужащий, отслуживший первый срок по контракту , может рассчитывать на внеконкурсное поступление в вуз. Помимо этого, в качестве стимула разрешили с подписанием второго контракта принимать участие в программе В«Накопительная ипотечная системаВ», подразумевающая возможность через три года после вступления получить ипотечный кредит, погашаемый государством и приобрести в собственность квартиру. Но ждать права на бесплатную учебу или квартиру от государства рискнули немногие.
Причин несколько. Первая — несоизмеримо низкое денежное довольствие, абсолютно неадекватное физическим и моральным затратам, не говоря уже о рисках. Средняя зарплата контрактника в 6000–9000 рублей — это совсем не те деньги, за которые человек согласится умирать.
Вторая — жилищное обеспечение. Приезжая в часть, контрактники обнаруживали, что в их распоряжении только многоместные комнаты в общежитиях или даже койки в казармах или корабельных кубриках. От необходимости обустроить быт контрактника отмахивались, как от назойливой мухи, основные средства вкладывая в ремонт давно выслужившего свои сроки казарменного фонда. Как великое достижение реформаторских деяний афишировались появившиеся в казармах водонагреватели и душевые кабины.
Третья — социальная инфраструктура. Эту проблему идеологи программы прекрасно осознавали, но мотивируя недостаточным финансированием, отказались учитывать и решать. А оптом изображали откровенную удивленность, когда узнавали, что прибывая к новому месту службы контрактники везут с собой жен и детей, которым необходимы рабочие места, детские сады и школы, спорт и досуг. В итоге контрактникам просто некуда было девать свои семьи.
Главная же общепризнанная проблема — это качество контингента. На службу по контракту идут в основном люди, не нашедшие себе применения на гражданке, зачастую крестьяне из российской глубинки или лица, имеющие проблемы с законом.
Главная военная прокуратура (ГВП) не упускала случая ткнуть Минобороны носом в статистику — в целом по России на контрактников приходилась едва ли не треть правонарушений в армии. А их в армии — шестая часть. Пик преступлений, совершаемых контрактниками, пришелся на 2005–2006 год, но и сегодня обстановка не лучше.
ПРОБЛЕМА СТАТУСА.
Большинства контрактников — это вчерашние срочники, заключившие контракт по убедительному предложению командиров. И причина здесь в том, что реализацию грандиозных планов создания профессиональной армии возложили на командование воинских частей. И ответственность — соответственно тоже на них. Среднее руководящее звено получило приказ от руководства В«обеспечить контрольные цифрыВ» и вынуждено было всеми правдами и не правдами выполнять полученный приказ.
До 2007 года срочников, которые служили два года, после первого года службы с их согласия просто переводили дослуживать на контракт , обещая через год досрочно расторгнуть контракт и дать возможность уволиться. Тех, кто не хотел, шантажировали, если солдат совершал какой-нибудь мелкий проступок: либо контракт, либо суровое наказание. Многих зачисляли на контракт уже через полгода после начала службы. Эти факты признают в ГВП. В министерстве обороны данную информацию опровергают, ссылаясь на преславутые «единичные случаи».
Но главная проблема в этом вопросе — отсутствие во всех основополагающих документах статуса контрактника. За 18 лет строительства профессиональной армии в России так и не удосужились внести соответствующие изменения в уставы и приказы. А это приводит к тому, что контрактник по прежнему бесправен.
Об этом не устают говорить отечественные правозащитные организации. Они считают, что в российской армии контрактник быстро становился таким же бесправным, как призывник. Руководитель Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова рассказывает, что у нее в архиве хранится история контрактника из Оренбурга — он год терпел издевательства офицеров и в итоге ушел из армии.
Правозащитник Сергей Кривенко убежден: главная ошибка реформы именно в том, что она не определила статус контрактника. В западных армиях действует концепция В«Гражданин в военной формеВ». В«Это не деньги, а сохранение прав, как в гражданской жизни, — объясняет Кривенко. — На жизнь, защиту, судебные разбирательства, здоровьеВ». А в России, если верить Кривенко, 80% контрактников, уволившихся из армии, объясняют это тем, что к ним относились В«как к призывникам, то есть как к быдлуВ».
НА КОНТРАКТ — ПО КОНКУРСУ!
Война в Грузии показала: армия в очень плохом состоянии — по всем параметрам. В«Контрактники не показали требуемой эффективностиВ», — говорит источник в правительстве. Но в пересмотре стратегии перехода к контрактной армии главную роль сыграла все же не война. Стало ясно, что денег на создание контрактника, который мог бы стать основой настоящей профессиональной армии, катастрофически не хватает.
В последний раз программу перехода на контракт приняли в августе 2008 года. Но она так и не заработала. Деньги понадобились на другое. Было решено начать сокращения, в первую очередь офицеров, и их надо было срочно обеспечить жильем.
Логика реформы в том, чтобы, сокращая одних, поднять зарплату другим. Так же решено поступить и с контрактниками, с той разницей, что их даже не понадобится увольнять. При нынешней текучке кадров, если не набирать новых, их и так будет становиться все меньше и меньше. Есть успешный опыт: в пограничных войсках ФСБ сократили штат и повысили довольствие, а также ввели стопроцентную компенсацию за поднаем жилья. В результате конкурс на контрактные позиции среди пограничников достиг 30 человек на место. В Минобороны тоже рассчитывают со временем добиться такого же эффекта.
В Министерстве обороны обещают, что контрактникам поднимут довольствие за счет средств, которые и так заложены на зарплату контрактникам в военном бюджете. Сокращая число контрактников, Анатолий Сердюков планирует выйти на большие зарплаты — порядка 35 000 рублей в месяц для обычных контрактников.
При этом, отмечают в Минобороны, опытный контрактник с большим профессиональным стажем будет получать надбавки и в итоге зарабатывать больше, чем офицеры-новички, — под 50 000 рублей. Кроме того, говорят в Минобороны, контрактникам будут создаваться жилищные условия на уровне офицерских.
Пока же все воинские части будут формироваться по смешанному принципу. В Генштабе говорят, что полностью будут укомплектованы контрактниками только подводные силы ВМФ. В остальных частях на контракте останутся профильные специалисты: командиры отделений, снайперы, минеры, водолазы, укладчики парашютов. Основой будущей контрактной армии должны стать сержанты — их уже начали готовить на базе Рязанского училища ВДВ. Правда, набрали всего 239 человек.
100 000 НЕДОСТАЮЩИХ ПРИЗЫВНИКОВ. ГДЕ БРАТЬ?
Остается понять, чем это грозит юношам призывного возраста. Арифметика очень простая. Численность армии уже практически доведена до миллиона человек. Из них — 150 000 офицеров. Столько их останется после начатого Анатолием Сердюковым сокращения. Еще 150 000 человек — это контрактники, которые останутся на местах. Надо добрать 700 000 солдат. Это и есть контрольная цифра по призыву с 2011 года.
Военкоматы попадают в очень сложное положение. Сегодня они должны обеспечить 600 000 призывников в год, и это для них огромная проблема — в Минобороны не скрывают, что набор идет на грани возможностей. Нынешней осенью Василий Смирнов даже отказался от традиционной пресс-конференции. На ней он обычно говорил об успехах призывной кампании.
Теперь в Министерстве обороны думают, где каждый год брать 100 000 дополнительных призывников. Вариантов немного — повышать предельный призывной возраст или сокращать количество оснований для отсрочки. Ну и крайний вариант — уменьшить медицинские ограничения.
Среди ректоров бытует мнение, что уже совсем скоро начнется охота на выпускников вузов. Отменять отсрочку для студентов — дело слишком рискованное, а вот желание пополнить армию В«образованным контингентомВ» у военных есть давно. Идею возвращения к двухлетнему сроку службы отметают и военные чиновники, и эксперты. Это было бы политическим поражением не только военного ведомства, но и следующего президента, кто бы им ни стал — Владимир Путин или Дмитрий Медведев.