1 февраля 2010 года в Вооруженных силах РФ официально начал действовать институт военных священников. Министром обороны РФ Анатолием Сердюковым было утверждено «Положение о функциональных обязанностях помощников командиров частей по работе с верующими военнослужащими в Вооруженных силах». Документ разрабатывали совместно Главное управление воспитательной работы ВС РФ и Синодальный отдел Московского патриархии по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
По замыслу разработчиков, положение должно стать основополагающим документом, который будет регламентировать деятельность военных священников в соответствии с действующим российским законодательством, соглашениями между религиозными организациями, а также убеждениями и духовными потребностями верующих воинов различных конфессий.
Согласно заявлению статс-секретаря – заместителя министра обороны РФ Николая Панкова, первые
священнослужители будут направлены в воинские части Северо-Кавказского военного округа и на зарубежные военные базы России — в Гюмри (Армения), Кант (Киргизия), Севастополь (Украина), а так же в Абхазии и Южной Осетии. И речь идет, по словам Панкова, не только о православных священниках – представителям разных религий тоже предоставят пропорциональный доступ в воинские части. Например, если в какой-либо бригаде окажется десять и более процентов мусульман, то там будет присутствовать мулла. Почтенный статс-секретарь однако не уточнил (забыл наверное), что воинских частей с таким процентным наличием мусульман или верующих других конфессий и религиозных учений в Вооруженных силах России практически не существует. Помимо ведомственных документов, регламентирующих комплектование воинских частей и формирований, об этом свидетельствуют и данные социологических исследований, которые господин Панков не может не знать. Так по последним данным, более 63% военнослужащих в анкетах-опросниках указали, что относят себя к какой-либо религии, но более 80% из них — к православной. Немудреный математический подсчет позволяет сделать вывод, что на все остальные религии и течения остается менее 10%.
Напомним, что идею воссоздания института военных священников в мае 2009 года в ходе встречи с главами традиционных религиозных организаций России провозгласил Президент Дмитрий Медведев. Но вместо того, чтобы юридически осмыслить и проработать законодательно здравую в общем идею, верноподданные исполнители рынулись выполнить ее досрочно и безоговорочно.
Однако к моменту отправки православных священнослужителей в войска на теперь уже штатные должности в кабинетах военного ведомства у кого-то произошло просветление в мозгу. В кои то веки кто-то вдруг вспомнил про Конституцию страны. И особенно тот немаловажный факт, что этот основополагающий документ государства все-таки несколько выше в юридической иерархии, чем решения уважаемых Дмитрия Анатольевича, Анатолия Эдуардовича и даже, как не странно, благословения на святое дело духовного окормления воинов Московского и Всея Руси патриарха.
Впрочем, обо всем по порядку. Военные священники, не являясь военнослужащими, по задумке авторов решения, будут приниматься на работу в армию в качестве гражданских служащих, зарплата которых на сегодняшний день составляет в среднем от 6 до 12 тысяч рублей. Нововведенным же помощникам командиров воинских частей по работе с верующими военнослужащими положен оклад в нескромные 25 тысяч рублей в месяц. Примерно такое же, но денежное довольствие, кстати, получает командир полка, но у него оно состоит из нескольких составляющих — окладов по воинскому званию и занимаемой должности, а также целого ряда специальных процентных надбавок, установленных государством для военнослужащих. На новые штатные единицы распространяется также все социальное обеспечение, которое положено командиру полка.. А вот обязанности нового помощника командира более скромные — совершение богослужений, просветительская работа, укрепление воинской дисциплины. И заметьте — он ни за что конкретное не несет ответственности, практически не подведомственен министерству обороны. Да и увольнять с работы за недостаточный контроль за подчиненным личным составом, слабую физподготовку или не выполнение условий контракта, как это стало в последнее время модно в силовых ведомствах в отношении командиров и начальников, военного священника не будут.
История постсоветского духовного единения православной церкви и российского воинства началась еще в марте 1994 года, когда Патриарх Алексий II и тогдашний министр обороны Павел Грачев подписали Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. На территориях частей, по желанию военнослужащих и их же руками, стали возрождать и строить храмы, Русская православная церковь все более активно шла в казармы и в корабельные кубрики. До принятия последнего кардинального решения Сердюковым, в воинских частях на общественных началах, по согласованию с командованием, планово работало около 2 тыс. православных священников, не забывали дорогу в воинские коллективы и священнослужители других верований. Некоторые из них принимали участие в боевых действиях и даже были награждены государственными и ведомственными наградами. Четверо погибли в ходе контртеррористической операции в Чечне.
Но не все так просто. Согласно данных тех же социологических опросов, более 20% военнослужащих
считают себя атеистами. Мусульмане, католики, иудеи и протестанты – еще около 10 % служивых. . Что будут делать с первыми и кто займется душевными проблемами вторых? Ни кто пока не хочет утруждать себя этими вопросами. Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской, член Общественной палаты епископ Сергей Ряховский выразил по этому поводу вполне оправданное недоумение. А руководство мусульманских религиозных организаций и объединения не раз открыто высказывало возмущение такой однополярной постановкой вопроса.
А главный аспект рожденной проблемы – юридический. Появление военного духовенства в воинских частях прямо противоречит Основному Закону страны и другим законодательным актам. Конституция России утверждает принцип отделения религиозных объединений от государства. Между тем Вооруженные силы являются государственным институтом. Да и
Федеральный закон В«О свободе совести и религиозных объединенияхВ» декларирует, что государство В«не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправленияВ».
Понятны причины, по которым священноначалие РПЦ всячески лоббирует на государственном уровне данное решение, ссылаясь на то, что законодательно данное решение будет оформлено позже, в данный момент оно готовится в виде согласованного проекта закона о военных священниках.
Но не наломать бы, по старой русской традиции дров и не вспоминать в последствии господина Черномырдина с его знаменитым про то как хотели и что получилось.
Москва. 26 февраля 2010 г.