01 июня 2010 года на интернет-порталах МВД и канцелярии правительства Польши были обнародованы стенограммы записей бортовых самописцев разбившегося под Смоленском польского Ту-154 . Опубликована 41 страница текста, записи разговоров в стенограмме переведены на русский, английский и польский языки.
Публикация стенограммы записей черных ящиков не стала сенсацией, так как многие детали были известны из сообщений прессы. Однако после опубликования расшифровок переговоров польские эксперты сходятся во мнении, что причиной авиакатастрофы была ошибка экипажа самолета.
Самолет президента Польши Леха Качиньского Ту-154 (борт ± 101) разбился под Смоленском утром 10 апреля. На борту находилось 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто. Среди погибших — президент Польши, его супруга, представители руководства, общественные и религиозные деятели страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях.
Сенсаций нет.
В Варшаве во вторник состоялось заседание Совета национальной безопасности (СНБ) Польши. После заседания исполняющий обязанности президента Польши, спикер Сейма Бронислав Коморовский сообщил журналистам, что не увидел сенсаций в стенограмме самописцев с правительственного Ту-154.
«Я не нашел в этих материалах никаких небывалых сенсаций, однако пару важных деталей — да», — сказал Коморовский.
Брат-близнец погибшего главы государства, кандидат в президенты Польши Ярослав Качиньский отказался участвовать в заседании СНБ. Он заявил журналистам, что политики не должны были первыми знакомиться с записями черных ящиков — первыми, по его словам, должны были быть семьи погибших в авиакатастрофе и их представители. Ярослав Качиньский подчеркнул также, что «ожидает, что в Польше появятся оригиналы всех материалов (следствия), в том числе черные ящики».
Кандидат в президенты Польши заявил, что расследование смоленской авиакатастрофы должны проводиться польской стороной. «В нынешней ситуации это следствие не должно быть копией московского следствия, у нас есть свои (польские) процедуры, свои органы власти», — сказал Качиньский.
Пилотов предупреждали о плохой погоде
Коллеги с приземлившегося ранее самолета Як-40 с польскими журналистами предупреждали членов экипажа самолета президента Польши о плохой погоде и густом тумане.
В 10.24.49 пилот самолета Як-40, представившийся как «Рафал» и обозначенный в стенограмме «044″, сообщил экипажу президентского лайнера: «Ты знаешь, в общих чертах здесь полный каюк (нецензурно по-польски). Видно метров 400 приблизительно, и, по нашей оценке, высота нижней кромки облаков — меньше 50 метров».
Диспетчер в Смоленске в 10.24.51 предупредил борт президента Польши: «Температура плюс 2, условий для приема нет».
Командир президентского самолета в 10.25.01 ответил: «Спасибо. Если возможно, попробуем подход, но, если не будет погоды, отойдём на второй круг».
На сигналы о приближении к земле командир «борта ±101″ не реагировал.
Командир экипажа самолета Леха Качиньского не реагировал на сигнал системы раннего предупреждения о приближении к земле и продолжал снижаться.
В 10.40.06 включился сигнал предупреждения. В 10.40.42 прозвучал сигнал опасности. После этого самолет продолжил снижение. В 10.40.49 второй пилот сообщил, что заход на посадку проходит «в норме».
Вместе с указанной системой сработали еще две системы, предупреждающие о столкновении с землей — Автоматическая бортовая система управления и Ближняя приводная радиостанция с маркером.
Через секунду после того, как самолет задел крылом дерево, в кабине пилота раздался нецензурный возглас неустановленного лица, в 10.41.05 самописцы перестали фиксировать сообщения.
Командир обязан был отказаться от посадки.
Командир «борта ±101″ должен был автоматически отказаться от посадки после сигнала системы, сказал секретарь Национального авиационного совета Польши Томаш Хыпки, комментируя стенограммы черных ящиков.
«Удивило меня то, что всё, о чем говорила комиссия и полковник Клих (аккредитованный официальный представитель Польши при МАК), подтвердилось. Экипаж, полностью осознавая, продолжал полет, они приземлялись, нарушая все процедуры», — сказал Хыпки.
Он считает, что «пилот должен был автоматически отказаться от подхода (приземления) после сигналов системы TAWS. Все дальнейшие рассуждения бессмысленны».
На вопрос, кто виновен в авиакатастрофе самолета президента Польши, секретарь Национального авиационного совета Польши ответил: «Экипаж, а именно командир».
Москва. 02 июня 2010г.