9 марта 2000 года, 10 лет назад в авиакатастрофе трагически погиб известный журналист и предприниматель, президент медиахолдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик.
Вчера российская общественность, журналистское сообщество вспоминали «каким он парнем был».
«Он был профессионалом, материалы которого не теряют актуальности и сегодня, — считает председатель Союза журналистов Всеволод Богданов. На телеканале В«Совершенно секретноВ», который возглавлял Боровик, до сих пор идут программы, сделанные на основе его расследований, — отметил Богданов в интервью радиостанции В«Эху МосквыВ».
«У него было несколько таких направлений. Первое — это он брал всегда самые важные для общества темы, хотел всегда найти ответ на вопрос, почему так случилось. Это были очень сложные события, ситуации, в которых он пытался разобраться, и он как бы толкал общество искать ответы на эти вопросы», — отметил В.Богданов. Помимо этого, председатель Союза журналистов особо отметил «пунктуальность», с которой Артем Боровик «разбирался в какой-то ситуации». «Существует
такое мнение, что журналистика живет всего один день. Артем Боровик показал урок той журналистики, которая остается в общественном сознании, она продолжает будоражить общество остротой поставленных проблем, которые общество должно решить, чтобы развиваться дальше», — сказал В.Богданов. По его мнению, Артем Боровик «сделал большую, очень важную для нас работу».
В связи с печальным юбилеем, хочу напомнить читателям причины той глупейшей и трагичной катастрофы, так нелепо и безвременно унесшей жизни нескольких человек, в том числе и известного журналиста Артема Боровика.
Артем Боровик погиб из-за «стервы»
Вчера было завершено расследование катастрофы самолета Як-40, в которой погибли президент холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик, глава группы «Альянс» Зия Бажаев и еще семь человек. Специалисты считают, что причиной аварии стала халатность руководства компании «Вологодское авиапредприятие»: в целях экономии здесь практиковались взлеты с недовыпущенными закрылками.
Расследование катастрофы, которое вели специалисты Межгосударственного авиакомитета (МАК), следователи прокуратуры, ученые, конструкторы, чиновники гражданской авиации и Минобороны РФ, продолжалось почти 15 месяцев. Были проведены десятки исследований и экспертиз, общая стоимость которых составила $500 тыс. К примеру, крылья Як-40 продувались в аэродинамической трубе, а весь его недолгий полет был восстановлен методами математического моделирования.
Вчера сотрудники МАКа обнародовали итоги своей работы. В документе, который занимает 2 тыс. страниц, говорится, что, по заключению экспертов, двигатели и другие системы Як-40 были исправны, несмотря на то что некоторые из агрегатов и выработали свой ресурс. Не вызвало у них подозрений и качество керосина, которым был заправлен лайнер.
Нет у специалистов претензий к работе диспетчеров и радиосвязи в аэропорту Шереметьево-1, а так называемые внешние условия (погода, состояние взлетной полосы и проч.), как считают в МАКе, хотя и оставляли желать лучшего, но к катастрофе привести не могли. Не оказывалось на самолет и внешнего воздействия — в частности, так называемый «спутанный след» от американского Boeing 777, поднявшегося восемью минутами раньше, к моменту взлета Як-40 давно рассеялся.
Экспертиза показала, что в полете на борту Як-40 не было взрыва или пожара, отсутствовали и какие-либо другие «поражающие факторы». Опровергнуты были и предположения некоторых СМИ о том, что лайнером управлял кто-то из пассажиров — в момент гибели все участники полета находились на своих местах.
Причиной же гибели лайнера, по мнению сотрудников МАКа, стала совокупность двух факторов: ошибки пилота, который вопреки инструкции взлетал с недовыпущенными закрылками, и халатности технических служб, которые не смыли антифризом корку льда, образовавшуюся на крыльях самолета. Причем главным из них специалисты считают именно ошибку летчиков.
Для контроля угла закрылков у Як-40 предусмотрена даже специальная сирена — «стерва». Попробуй взлететь, не выдвинув закрылки на 20°,— она будет орать так, что уши заложит. Но Якушин, как выяснилось, отключил «стерву» перед взлетом».
В «Вологодском авиапредприятии» с выводами МАКа не согласны. Там убеждены, что расставить все по своим местам сможет только независимая экспертиза, которую уже назначили. Руководители холдинга «Совершенно секретно» и группы «Альянс» со своей позицией еще не определились, ссылаясь на то, что не до конца ознакомились с выводами экспертов.
Москва. 10 марта 2010г.