
Дмитрий Медведев. Задача перехода на новый облик выполнена. Фото с сайта Президента России.
05 марта в Москве состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства обороны РФ под руководством Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева. В ходе заседания были подведены итоги деятельности военного ведомства в минувшем году и уточнены задачи на 2010 год.
Президент Медведев выступил перед руководящим составом армии и флота. В своем выступлении он прежде всего отметил, что ЗАДАЧА по выходу на перспективный боевой состав Вооружённых Сил ВЫПОЛНЕНА. Штатная численность военнослужащих доведена до одного миллиона человек.
Далее он обозначил ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ вЂ“ создание современных, оснащённых новейшими вооружениями армии и флота. В этом году будет завершена разработка новой госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы. Правительству поставлена задача довести ежегодное обновление вооружения и военной техники в среднем до 9–11 процентов в год. Это позволит к 2020 году поднять долю современных образцов вооружения до 70 процентов. Реализация этой задачи должна быть обеспечена полноценным и своевременным финансированием.
ВАЖНЕЙШЕЙ ЗАДАЧЕЙ, по словам Президента, остаётся подготовка офицерского корпуса. Армии и флоту нужны высококлассные специалисты, владеющие современной техникой и глубоко мотивированные к избранной ими военной профессии. Д.Медведев считает необходимым совершенствование системы военного образования, развитие его материальной базы, поддержание опытных и преданных своему делу педагогов. Помимо этого Д.Медведев поручил уделить особое внимание подготовке сержантского состава.
В перерыве заседания коллегии Дмитрий Медведев провёл встречу с командующими округами и флотами. Во встрече также приняли участие Министр обороны Анатолий Сердюков и начальник Генштаба Вооружённых Сил Николай Макаров.
* * *
Далее мы приводим основные моменты выступления Президента Дмитрия Медведева на расширенном заседании коллегии перед руководящим составом Вооруженных сил страны.
Из утвержденных месяц назад новой Военной доктрины Российской Федерации и В«Основ государственной политики в области ядерного сдерживания до 2020 годаВ» вытекают несколько достаточно важных выводов.
Во-первых, сегодня у нас нет потребности в дальнейшем увеличении самого потенциала стратегического сдерживания, однако обладание ядерным оружием – это определяющее условие для проведения Россией своей независимой политики для сохранения её суверенитета, политики, направленной на поддержание мира и предотвращение любого военного конфликта, а также для содействия урегулированию постконфликтных ситуаций.
Принятые в прошлом году поправки к Закону В«Об оборонеВ» дают правовое обоснование применению
- Руководящий состав Вооруженных сил на заседании Коллегии. Фото с сайта Президента России.
Вооружённых Сил Российской Федерации для защиты своих граждан, которые находятся за её пределами. Важно также иметь в виду, что вблизи наших границ ещё существует конфликтный потенциал, существуют неурегулированные проблемы. И это, безусловно, создаёт потенциальную угрозу национальной безопасности нашей страны.
Договор о европейской безопасности – это как раз тот формат, в рамках которого можно предотвратить различные региональные конфликты, прежде всего на Европейском континенте, в том числе конфликты, подобные грузино-осетинскому. При этом мы ведём настойчивую работу по закреплению позитивных тенденций в современной международной политике. В сравнительно короткие сроки путём интенсивных переговоров с Соединёнными Штатами Америки нам удалось вплотную подойти к выработке нового договора о стратегических наступательных вооружениях, предусматривающего дальнейшее сокращение соответствующих вооружений. Возобновились после определённой заминки и полномасштабные контакты между Россией и НАТО.
Барометром наших отношений с Соединёнными Штатами Америки, с Североатлантическим альянсом во многом является реакция на российскую инициативу о заключении Договора о европейской безопасности. Определяющим фактором здесь будет степень готовности наших партнёров закрепить в юридически обязывающей форме приверженность принципу неделимости безопасности в Европе. Сейчас обсуждение этого документа идёт достаточно активно. Предлагаемый нами Договор – это как раз тот формат, в рамках которого можно предотвратить различные региональные конфликты, прежде всего на Европейском континенте, в том числе конфликты, подобные грузино-осетинскому.
К сожалению, далеко не все страны и политики извлекли из событий августа 2008 года соответствующие уроки, продолжается восстановление военного потенциала Грузии, причём за счёт военной поддержки извне. Учитывая этот фактор, а также сложную социально-экономическую ситуацию на Кавказе, было принято решение о создании Северо-Кавказского федерального округа. Это позволит в том числе повысить эффективность взаимодействия находящихся там силовых структур.
Главная цель качественного совершенствования Вооружённых Сил – это создание современных, оснащённых новейшими вооружениями армии и флота. В течение прошлого года,на основании утвержденного в сентябре 2008 года нового облика, создана организационная основа Вооруженных сил – создана в сжатые, как и планировалось, сроки и без дополнительного выделения средств. Штатная численность военнослужащих доведена до одного миллиона человек. Поставленные перед Министерством обороны задачи по выходу на перспективный боевой состав Вооружённых Сил в целом решены. Это подтвердили и результаты маневров войск В«Осень-2009В».
Находясь в районах активной фазы этих учений Верховный Главнокомандующий лично убедился в том, что в целом подготовленность, слаженность действий, выучка соединений, частей и подразделений, переведённых на новую организационно-штатную основу, достаточно высокие. Это не значит, что нет проблем, но тем не менее впечатление в целом благоприятное, особенно с учётом того, что мы очень долгое время вообще не проводили манёвров такого уровня. Такие учения и дальше должны проходить и иметь системный характер. Без этого нет просто Вооружённых Сил.
Важнейшей задачей остаётся подготовка офицерского корпуса. Армии и флоту нужны, безусловно, высококлассные специалисты, владеющие современной техникой и глубоко мотивированные в отношении избранной ими военной профессии. Надо совершенствовать систему военного образования, развивать его материальную базу, а она, к сожалению, за последние годы деградировала, поддерживать опытных и преданных своему делу педагогов. Особое внимание также следует уделить сержантскому составу. Сержанты должны быть способны в том случае, если это потребуется, заменить офицеров первичного звена.
Надо повысить ответственность должностных лиц всех уровней за работу с кадровым резервом и включать в него перспективных и подготовленных офицеров, организовать для них дополнительную подготовку по должностному предназначению. В целом положительным фактором является и то, что на основные руководящие должности назначения сейчас идут преимущественно из кадрового резерва, такая политика должна быть продолжена.
Чрезвычайно сложной и очень важной является задача переоснащения войск новыми вооружениями. Эта работа проводится поэтапно. В прошлом году удалось стабилизировать состояние вооружения и военной техники, даже в условиях финансового кризиса обеспечить выполнение оборонного заказа, хотя и не без проблем. Идут перспективные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, те работы, которые необходимы для переоснащения Вооружённых Сил.
Вместе с тем механизмы реализации договоров по закупкам вооружений действуют пока недостаточно эффективно. Здесь есть над чем трудиться, действуем пока очень медленно. В этом году будет завершена разработка новой госпрограммы вооружения на период с 2011 по 2020 годы. Президент поставил задачу Правительству довести ежегодное обновление вооружения и военной техники в среднем до 9–11 процентов в год. Это позволит к 2020 году поднять долю современных образцов военной техники до 70 процентов. Реализация этой задачи должна быть обеспечена полноценным и своевременным финансированием.
Касаясь задач текущего года в области закупок и поставок вооружения, Дмитрий Медведев отметил, что в Ежегодном послании Президентатам названы конкретные системы и образцы вооружений, которые должны в приоритетном порядке быть поставлены в Вооружённые Силы. Эта задача корректировке не подлежит. Устаревшее оружие должно утилизироваться, этот процесс сейчас готовится в соответствии с федеральной целевой программой на 2011–2015 годы и на период до 2020 года. При этом должны быть приняты меры по наведению должного порядка в эксплуатации, хранении и сбережении техники: ракет, боеприпасов, взрывчатых веществ, всего военного имущества. События прошлого года показали, какие здесь есть проблемы.
Ещё один вопрос – обеспечение Вооружённых Сил автоматизированными пунктами управления и информационными комплексами включая задачу перехода до 2012 года на цифровые средства связи. Эта задача также была поставлена в Послании. На учении В«Запад-2009В» была апробирована система автоматизированных подвижных пунктов управления. Это только начало работы, её нужно активизировать, со связью ситуация неблагополучная.
В 2010 году на передний план выходит задача повышения боеготовности сил общего назначения в их новой организационно-штатной структуре. Главные усилия должны быть сосредоточены на формировании и подготовке межвидовых группировок войск и сил и, конечно, на поддержании и развитии сил и средств ядерного сдерживания, с учётом, конечно, пороговых уровней сокращения стратегических наступательных вооружений. Основным мероприятием подготовки войск в этом году должно стать оперативно-стратегическое учение В«Восток-2010В». Верховный Главнокомандующий посетит основные, ключевые эпизоды этого учения.
В числе приоритетных задач – повышение престижа военной службы, улучшение социальной защиты ветеранов, военнослужащих и членов их семей. Хотел бы подчеркнуть, что все обязательства государства перед действующими и увольняемыми военнослужащими будут выполняться безоговорочно, никаких поправок на изменение бюджета, ещё на какие-то факторы Президент принимать не будет. Правительству поставлена чёткая задача – обеспечить к концу этого года всех нуждающихся военнослужащих постоянным жильём, а к 2012 году, как известно, – служебным жильём. Реализация этой задачи идёт неплохо и впредь будет находится на личном контроле Президента.
- Встреча Дмитрия Медведева с командующими флотами и округами. Фото с сайта Президента России.
Необходимо выдержать в полном объёме те цели, которые были нами заявлены по повышению денежного содержания военнослужащих, в том числе по переходу на абсолютно новую систему с 2012 года, обеспечить выполнение принятых Советом Безопасности решений по повышению пенсий военным пенсионерам. О тех, кто уволен с военной службы, забывать нельзя.
Практика стимулирования военного труда, всем хорошо известный 400-й приказ, показала весьма приличные результаты. Президент считает, что важно сохранить возможность премирования и при введении новой системы оплаты труда и ждет от Министерство обороны предложений на этот счёт, чтобы помимо собственно денежного содержания в новом объёме была предусмотрена и система премирования и поощрения.
Необходимо также уделить особое внимание празднованию 65-летия Победы. Это действительно наш великий, особый праздник. Здесь у Министерства обороны много задач. Дмитрий Медведев рассчитывает на их чёткое выполнение, в том числе и на вклад военной науки в отстаивание правды о событиях того периода (и не только науки), утверждение справедливого, не предвзятого взгляда на ведущую роль нашей страны в разгроме фашизма.
Завершая своё выступление, Президент России еще раз подчеркнул, что при переходе к новому облику Вооружённых Сил нужно действовать эффективно, слаженно и последовательно, реализовывать всё, что было запланировано, не колебаться и двигаться вперёд.
Москва. 05 марта 2010г.