12 января 2011 года главной новостью мировых СМИ стало оглашение доклада Межгосударственного авиационного комитета о результатах расследования гибели самолета президента Польши Леха Качиньского 10 апреля 2010 года в районе аэропорта Смоленск Северный. Доклад был официально оглашен на пресс-конференция председателя МАК Татьяны Григорьевны Анодиной и руководителя технической комиссии Алексея Морозова, прошедшей сегодня днем в агентстве «Интерфакс».
Замечания польской стороны к проекту доклада технической комиссии МАК о результатах расследования гибели самолета президента Польши Леха Качиньского будут приложены к окончательной версии документа, но не повлияют на выводы об ответственности за катастрофу. По заявлению Алексея Морозова, комиссия учла технические замечания польских специалистов и внесла соответствующие уточнения в текст доклада. Та часть замечаний, в которых речь шла об ответственности за катастрофу, в докладе не учитывалась, поскольку, как заявил Морозов, не имела отношения к технической стороне случившегося.
Основной причиной катастрофы эксперты МАК признали действия пилотов, отказавшихся уходить на
запасной аэродром в неблагоприятных погодных условиях. Как следует из материалов доклада, озвученных Татьяной Анодиной, экипаж польского борта ± 101 самостоятельно принял решение совершать посадку под давлением высокопоставленных пассажиров. В частности, в кабине пилотов находился главком ВВС Польши. В крови авиационного генерала экспертами было обнаружено 0,6 промилле алкоголя.
На пресс-конференции была продемонстрирована мультимедийная реконструкция катастрофы и предшествовавших ей событий, изготовленная с разрешения продолжающегося следствия и основанная на его материалах. Фильм содержал перевод звучавших в кабине пилотов разговоров, а также сообщения диспетчеров.
Проект доклада об обстоятельствах авиакатастрофы польская сторона получила еще в октябре 2010 года. После его изучения премьер-министр Польши Дональд Туск назвал документ неприемлемым. Варшава направила в МАК 150 страниц замечаний к тексту проекта.
В замечаниях польской стороны предлагалось изменить в проекте доклада примерно одну пятую выводов, сделанных МАК. Также польская сторона настаивала на том, чтобы Россия взяла на себя часть ответственности за катастрофу.
В январе 2011 года министр юстиции Польши Кшиштоф Квятковский заявил, что если МАК не учтет позицию польской стороны в докладе, Польша будет вынуждена подготовить собственный отчет.
Авиакатастрофа президентского Ту-154, в результате которой погибли 96 человек, включая президента Польши Леха Качиньского, известных политиков и военачальников, произошла 10 апреля 2010 года. Польская делегация направлялась на траурные мероприятия в Катынь.
Информация о том, что основной причиной авиакатастрофы польского борта ±101 явилась ошибка и слабая подготовленность экипажа, озвучивалась и ранее. В работе комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК), расследовавшей причины катастрофы, принимали участие специалисты из РФ, Польши и США.
Уже известна реакция польских властей, официальных лиц и политиков на озвученный руководством МАК доклад. Так премьер-министр Польши, Дональд Туск, прервал свой ежегодный отпуск, традиционно проводимый в это время в итальянских Доломитовых Альпах, и возвратился в Варшаву.
Как сообщил пресс-секретарь премьера Польши Павел Грась, глава правительства Туск проводит консультации с главой МВД Ежи Миллером, который руководит правительственной комиссией по расследованию причин крушения самолета.
По данным СМИ, на 18 января 2011 года в Польше назначено специальное заседание комиссии Сейма по обороне, посвященное докладу МАК.
Министр внутренних дел Польши Ежи Миллер заявил сегодня журналистам, что «необходимо радоваться» тому, что такой доклад был опубликован. «Это переход к следующему этапу — выяснению обстоятельств, приведших к трагедии», — заявил он на пресс-конференции в Варшаве.
Глава польского МВД, как руководитель правительственной комиссии по расследованию причин авиакатастрофы президентского борта ±101, также сообщил, что Россия учла замечания польской стороны в ходе расследования крушения Ту-154 под Смоленском. Однако, отметил он, не все замечания были опубликованы в итоговом докладе. Как сообщалось ранее, к отчету МАК был приложен текст замечаний, присланных польской стороной, однако включать в текст доклада эти замечания не стали.
Реакция других политиков и деятелей Польши на доклад МАК оказалась преимущественно негативной. По
мнению брата погибшего в авиакатастрофе президента Польши Ярослава Качиньского, в отчете содержатся безосновательные обвинения в адрес польской стороны. В свою очередь глава государственной комиссии Польши по расследованию авиационных происшествий Эдмунд Клих заявил, что у экипажа президентского самолета не было возможности безопасно уйти на запасной аэродром.
С проектом отчета МАК польская сторона ознакомилась в середине декабря 2010 года. Тогда премьер-министр Польши Дональд Туск назвал некоторые его пункты неприемлемыми и отметил, что хотел бы увидеть «надлежащие доказательства» изложенных в отчете выводов.
Специальный самолет Ту-154, на котором президент Польши Лех Александер Качиньский вместе с государственной делегацией летел на траурные мероприятия в Катыни, разбился вблизи аэродрома Северный под Смоленском 10 апреля 2010 года. В результате авиакатастрофы погибли все 96 человек, находившихся на борту лайнера.
Москва. 12 января 2011г.